ГБОУ "СОШ № 23 с.п. Инарки имени М.Т.Яндиева"
Республика Ингушетия, Малгобекский район, с.п. Инарки
  • Антинаркотическая профилактика

    Подростковая наркомания — очень серьезная медицинская и социальная проблема. К сожалению, с каждым годом с ней сталкивается все большее количество обеспокоенных родителей. Наркозависимость гораздо проще предотвратить, чем потом лечить, поэтому важно знать об основных факторах риска ее развития, то есть причинах, ведущих к появлению смертельно опасной болезни. Также необходимо уделять внимание проведению профилактических мероприятий.

    Почему возникает проблема
    У некоторых подростков психологи наблюдают нарушение эмоциональной привязанности к близким родственникам, в первую очередь — к матери и отцу. В результате дети растут с отсутствием базового чувства доверия к окружающему миру. У них нет внутренней гармонии. Некоторые не могут любить себя, все свои успехи оценивают только с позиции критики.

    В последующем у них появляются проблемы в общении со сверстниками. Им сложно найти единомышленников. Чтобы быть принятым в компанию, подросток готов на многое — даже на использование стимулирующих составов.

    Не стоит забывать о психологической незрелости старшеклассников, отсутствии у них четких жизненных ориентиров, слабой силе воли, максимализме, стремлении получить все и сразу. В пубертатный период дети склонны видеть мир сквозь призму ирреальности. Они не до конца осознают, к каким последствиям приведет их поведение.

    Ребята не хотят «отставать» от своих знакомых. Они стремятся повысить социальный статус путем демонстрации собственной взрослости, но выбирают для этого самые опасные методы — алкоголь, сигареты, наркотики.

    Методы профилактики наркомании у подростков

    Профилактика подростковой наркомании может быть первичной и вторичной. В первом случае речь идет об устранении факторов риска развития наркозависимости среди здоровых школьников, во втором — о недопущении возникновения зависимости, если факторы риска уже имеются.

    Ответственность за выполнение профилактических мероприятий должны нести не только медицинские службы, но и психологи, педагоги, родители, представители правоохранительных органов. Единой стратегии профилактики смертельно опасной болезни на сегодняшний день нет, да она и вряд ли возможна. Одни специалисты убеждены, что основной упор необходимо делать на просветительскую работу, другие говорят, что чрезмерное информирование, наоборот, привлекает внимание подростков к запрещенным веществам.

    Правда находится где-то посередине. Когда человеку просто говорят «нельзя» и «вредно», на уровне подсознания у него появляется мощное психологическое сопротивление. Никто не любит, когда ему что-то категорически запрещают. Поэтому развешивать везде плакаты с надписями, призывающими отказаться от наркотиков, бессмысленно.

    При этом вообще не затрагивать проблему также нельзя. В рамках профилактики нужно действовать так, чтобы у школьников не возник внутренний протест. Здесь помогут:

    интересные научные фильмы, в которых ученые рассказывают об изменениях, происходящих в организме после введения тех или иных препаратов;
    лекции, проводимые наркоманами, которые преодолели болезнь;
    художественное кино, где по сценарию школьники употребили наркотики, из-за чего столкнулись с очень печальными последствиями;
    посещение наркологических клиник, где врачи расскажут о мучениях пациентов.
    То есть не нужно говорить категорическое «нет». Вместо этого необходимо сразу показывать, почему наркотические вещества лучше обходить стороной. Когда ребенку предложат их попробовать на улице или на дискотеке, он, скорее всего, вспомнит те ужасы, о которых узнал, и откажется.

    С какого возраста следует начинать профилактику наркомании

         Не зря говорят: «Капля за каплей камень точит». Если постепенно убеждать в чем-то ребенка, то он обязательно в это поверит. Начинать профилактику, не допускающую распространения наркомании в кругах школьников и студентов, нужно заранее. Недопустимо ждать, пока учащемуся исполнится двенадцать или четырнадцать лет. В это время у него уже имеется свое мнение касательно вредных веществ, и оно может быть неправильным.

         Говорить детям о вреде психоактивных составов нужно уже в пять-шесть лет. Тогда они будут запоминать получаемую информацию, не подвергая ее критике. К моменту пубертата у них будет верное (резко отрицательное) отношение к наркотикам.

         Поиск альтернативы легкому «удовольствию»
    Дети любят эксперименты. Чтобы у них не возникла потребность в приеме стимулирующих препаратов или спиртосодержащих напитков, нужно грамотно направлять их энергию в верное русло.

    Спортивные секции по интересам, увлекательные экскурсионные поездки, оказание помощи детям, оставшимся без попечения родителей, уход за бездомными животными в приютах, летние лагеря, посещение парков — все это способы повышения уровня «гормона счастья» (дофамина) в организме без использования наркотиков.

    Их нужно активно применять. Тогда у подростка не будут возникать мысли о «легком расслаблении».

    Также очень важно, чтобы у школьника были доверительные отношения с родителями и учителями. Он должен чувствовать, что его ценят и уважают, тогда не захочет обманывать надежды тех людей, которые его любят.

    Что делать, если подросток все-таки стал наркоманом
    Понять, что ребенок начал употреблять запрещенные вещества, можно по таким признакам:

    Признаки употребления 

    • скрытность, забывчивость;
    • неопрятный внешний вид, ношение объемной одежды черного цвета;
    • неадекватное поведение, грубость, отказ от общения с родственниками;
    • перепады настроения, частые вспышки немотивированной агрессии;
    • беспричинный смех;
    • странный взгляд, блестящие глаза, суженные либо, наоборот, сильно расширенные зрачки;
    • снижение успеваемости в школе/колледже;
    • утрата интереса к любимым хобби;
    • резкая смена круга общения;
    • склонность к воровству, лжи;
    • появление в личных вещах пакетиков с порошком или разноцветными таблетками, обожженных ложек, порезанных пластиковых бутылок, трубочек, шприцев и пр.

    Важно провести со школьником доверительную беседу и выяснить, действительно ли он использует наркотические препараты. Если ребенок откажется говорить, следует пригласить на дом сотрудника наркологического центра или вместе с ним отправиться к опытному специалисту в клинику.

    Родители должны понимать, что самостоятельно с детской наркоманией справиться они не смогут, поэтому важно сразу заручиться квалифицированной врачебной помощью. Чтобы о заболевании не узнали по месту учебы (для большинства мам и пап этот нюанс является очень важным), предпочтение рекомендуется отдавать частным наркологиям. В таких учреждениях любую медицинскую услугу можно получить на анонимных условиях, пациентов не ставят на наркоучет.

    Наркомания всегда лечится в стационаре. Если подросток останется дома, очень скоро он вновь начнет использовать наркотики. В клинике же за ним ведется круглосуточное наблюдение.

    Реаблитация .  В стандартный терапевтический план входят мероприятия по устранению симптомов «ломки», детоксикация, сеансы психотерапии, лекарственное или психотерапевтическое кодирование. Завершается лечение реабилитацией. Это самый длительный этап, который проходит в специализированном реабилитационном центре.

    Социальный педагог

    Яндиева Хадишат Хаджибекаровна.
    Яндиева Хадишат Хаджибекаровна
    Социальный педагог / высшая категория/"Почетный работник общего образования РФ"
    Телефон:
    +7 928 726 8737

    Педагог-психолог

    Картоева Зарема  Назировна.
    Картоева Зарема Назировна
    Педагог-психолог, высшая, Почетный работник общего образования РФ
    Телефон:
    +7 928 299 3754

    8-800-2000-122
    Звонок бесплатный и анонимный

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie