Задания для проверки знаний ребёнка в домашних условиях
Расскажи о себе
❀ Попросите ребенка дать интервью о себе. Вы будете корреспондентом, а он будет отвечать на ваши вопросы:
♦ Как тебя зовут (фамилия, имя, отчество)?
♦ Сколько тебе лет? Знаешь ли ты день своего рождения?
♦ Где ты живешь? В какой стране? В каком городе? Назови домашний адрес.
♦ В какие игры ты любишь играть?
♦ Какие книжки тебе нравятся?
♦ Что ты можешь рассказать о себе?
♦ Кем ты хочешь стать? Какая у тебя есть мечта?
♦ Хочешь ли ты пойти в школу? Почему?
Рассказ по картинкам
❀ Сделайте подборку картинок из сказок и попросите ребенка разложить картинки последовательно, так, чтобы получился рассказ. Пусть малыш расскажет историю, которую он «выстроил».
Скопируй надпись
❀ На листе напишите четкими письменными буквами фразу: «Я ел суп» или «Он пил чай». Попросите ребенка скопировать фразу.
Графический диктант
(методика разработана Д. Б. Элькониным)
❀ Методика направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять простейшие указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии.
❀ Дайте ребенку тетрадный лист в клетку с нанесенными на нем тремя точками, которые будут ориентировать, откуда надо начинать задание. Объясните: «Сейчас мы будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен(на) проводить линию. Проводи только те линии, которые я скажу. Когда проведешь, жди, пока я не скажу, как надо проводить следующую. Следующую линию надо начинать там, где закончилась предыдущая. Ты помнишь, где у тебя правая рука? Вытяни правую руку в сторону. Видишь, она указывает на дверь (называется какой-либо реальный ориентир, имеющийся в помещении). Когда я скажу, что надо провести линию направо, ты ее проведи к двери (проводится линия слева направо длиной в одну клетку). Это я провел линию на одну клетку вправо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх (рисуется соответствующая линия). Теперь вытяни левую руку. Видишь, она показывает на окно (снова называется реально имеющийся в помещении ориентир). Вот я, не отрывая руки, провожу линию на три клетки влево (проводится соответствующая линия). Ты понял(а), как надо рисовать?».
♦ После того как даны предварительные объяснения, можно перейти к рисованию тренировочного узора. Произнесите: «Начинаем рисовать первый узор. Поставь карандаш на точку (укажите месторасположение точки). Внимание! Рисуй линию: 1 клеточка вниз (не отрывай карандаша от бумаги), 1 клеточка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз. Дальше продолжи такой же узор сам(а)». Нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы ребенок успевал начертить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора нужно дать 1,5-2 минуты. Объясните, что узор не обязательно должен идти по всей ширине страницы. Во время рисования тренировочного узора (как под диктовку, так и далее — самостоятельно) следует исправлять ошибки, помогая ребенку точно выполнять инструкцию. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается, и нужно следить только за тем, чтобы ребенок не переворачивал листки и новый узор начинал с нужной точки. (Рисунок 1)
♦ Скажите ребенку: «Мы будем рисовать следующий узор. Поставь карандаш на эту точку (указать). Начинаю диктовать! Внимание! 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо. А теперь продолжай сам(а)». (Рисунок 2)
♦ После самостоятельной работы предложите: «Теперь поставь карандаш на следующую точку (указать). Приготовились! Внимание! 3 клетки вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка вправо, 2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 3 клетки вниз, 1 клетка вправо, 2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка вправо, 3 клетки вверх. Теперь сам(а) продолжай рисовать этот узор». (Рисунок 3)
❀ Общее время проведения методики обычно составляет 15 минут.
❀ Результаты выполнения первого (тренировочного) узора не оцениваются. В каждом из последующих узоров отдельно оценивается выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производится по следующей шкале:
♦ Точное воспроизведение узора — 4 балла (неровность линии, «дрожащая» линия, помарки и т. д. не снижают оценки).
♦ Воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии, — 3 балла.
♦ Воспроизведение с несколькими ошибками — 2 балла.
♦ Воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором, — 1 балл.
♦ Отсутствие сходства даже в отдельных элементах — 0 баллов.
❀ За самостоятельное продолжение узора оценка выставляется по той же шкале.
❀ Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну — за выполнение диктанта, другую — за самостоятельное продолжение узора. Обе они колеблются в пределах от 0 до 4 баллов.
❀ Итоговая оценка работы под диктовку выводится путем суммирования двух оценок за каждый узор. Полученная оценка — от 0 до 8. Аналогично складываются оценки за самостоятельное продолжение узоров. Затем обе оценки суммируются, давая балл, который может колебаться от 0 (если за работу под диктовку и за самостоятельную работу получено 0 баллов) до 16 баллов (если за оба вида работы получено по 8 баллов).
❀ Оценка результатов:
♦ высокий уровень — 12-16 баллов;
♦ средний уровень — 7-11 баллов;
♦ низкий уровень — 0-5 баллов (следует потренироваться в выполнении подобных упрощенных заданий).